Изменения в методике расчета утилизационного сбора, которые могут вступить в силу с 1 ноября, повлияют на повышение средней стоимости автомобилей на российском рынке, что негативно скажется на общем объеме продаж, заявил Autonews.ru исполнительный директор по маркетингу белорусского бренда Belgee в России Денис Кононов.
«При этом данное изменение усилит позиции локальных игроков с точки зрения доли и будет очередным стимулом для локализации производства», — добавил Кононов.
Само по себе увеличение платежа по утильсбору непосредственно не влияет на стоимость автомобилей Belgee в России, поскольку сбор уплачивается производственным предприятием на территории Белоруссии в рамках общего таможенного пространства Союзного государства, добавили в компании.
Ранее об утильсборе высказывался президент автохолдинга «Автотор» и экс-глава департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денис Пак, поддержав эту инициативу и назвав ее «шагом, направленным на устойчивое развитие автомобильной отрасли».
Дилерское сообщество, наоборот, заявило, что после изменений в утильсборе стоимость импортируемых автомобилей может вырасти на «сотни тысяч рублей», и назвало поправки «дополнительным вызовом для авторынка». Такое мнение, в частности, выразил исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Баринов.
Минпромторг в сентябре предложил привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. Суть изменений в том, что льготный утилизационный сбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, будет работать только для машин мощностью до 160 л. с. Если мощность больше, то будет выплачиваться коммерческий утильсбор, который в разы выше.
В министерстве подчеркнули, что такая инициатива была разработана после обращения ассоциации «Объединение автопроизводителей России». В ведомстве отметили, что в случае одобрения новые правила расчета утильсбора заработают уже c 1 ноября 2025 года.
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации.
Первый аналог утильсбора появился в России в 2009 году. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор 3 тыс. руб. После этого владелец получал сертификат на скидку 50 тыс. руб. при покупке новой машины, собранной в России. Полноценно утилизационный сбор ввели в 2012 году при вступлении в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года он распространился и на отечественных автопроизводителей. Утильсбор ежегодно индексируется.