Утильсбор в России изначально вводился в качестве специального налога, взимаемого при покупке новой машины для организации утилизации выбывающей из эксплуатации техники. Но мало кто задумывается, что представляет собой процесс утилизации автомобиля. По сути, это его физическое уничтожение и юридическая ликвидация.
Старый автомобиль частично разбирают. Опасные компоненты утилизируют безопасным способом, а металл отправляют на переплавку. В процессе образуется груда вторсырья. Батареи и шины отправляются на специальные заводы по переработке, а сталь и алюминий идут на изготовление новых деталей. К примеру, алюминиевые компоненты Jaguar XE (кузов, части ходовой и двигателя) на 75% состоят из переработанного металла. Реальная стоимость услуги по утилизации машины — несколько тысяч рублей.
Однако в настоящее время в России утильсбор направлен не столько на утилизацию старой техники, сколько на создание привилегированных условий для отечественных автопроизводителей, которым частично или полностью компенсируют эту ставку. Да и ее размеры впечатляют. Например, сейчас при ввозе в Россию автомобиля «не для личного пользования» приходится платить следующие суммы:
| Типы автомобилей | До трех лет / свыше трех лет |
| Электромобили и последовательные гибриды | 667 400 руб. / 1 174 000 руб. |
| с ДВС до 1,0 литра | 180 200 руб. / 460 000 руб. |
| с ДВС от 1,0 до 2,0 литра | 667 400 руб. / 1 174 000 руб. |
| с ДВС от 2,0 до 3,0 литра | 1 875 400 руб. / 2 839 400 руб. |
| с ДВС от 3,0 до 3,5 литра | 2 153 400 руб. / 3 296 800 руб. |
| с ДВС свыше 3,5 литра | 2 742 200 руб. / 3 608 000 руб. |
Минпромторг предложил высчитывать сумму платежа утилизационного сбора не только по объему двигателя, как сейчас, но и в зависимости от мощности мотора машины. При этом льготная ставка останется для физлиц только на автомобили, которые оборудованы двигателями с отдачей до 160 л.с. Одновременно сбор на более производительные модели сильно возрастет. Нововведение должно было заработать уже с 1 ноября, но его перенесли как минимум на месяц.
В соответствии с планируемой реформой расчета ставок утилизационного сбора, ряд автомобилей может прибавить в цене до 2–3 млн руб. Преимущественно нововведение коснется «параллельных» машин мощностью более 160 л.с., электрокаров и гибридов. Некоторые из них могут вовсе исчезнуть с российского рынка. Утилизационный сбор ляжет на плечи покупателей. Autonews.ru решил подсчитать, на сколько подорожает ряд популярных моделей и какие машины можно купить сейчас на возможную разницу в «утиле».
Toyota RAV4
- Мотор: 2,5 л (205 л.с.)
- Коробка передач: АКП-8
- Привод: передний или полный
- Актуальный утильсбор: 3400 руб.
- Будущий утильсбор: 1 970 000 руб.
- Разница: +1 966 600 руб.
В случае с Toyota RAV4 речь идет о разнице в 2 млн руб. За деньги, которые якобы в будущем планируется потратить на превращение автомобиля во вторсырье, сегодня можно приобрести, к примеру, новенькую Lada Niva Travel в топовой комплектации KHL'24. Цена такой машины — от 1 639 000 руб. За дополнительные 20 тыс. руб. можно заказать цвет «металлик».
- Мотор: 1,7 л (83 л.с.)
- Коробка передач: МКП-5
- Привод: постоянный полный
BMW X5
- Мотор: 3,0 л (352 л.с.)
- Коробка передач: АКП-8
- Привод: полный
- Актуальный утильсбор: 3400 руб.
- Будущий утильсбор: 2 362 000 руб.
- Разница: +2 358 600 руб.
В случае с BMW X5 утилизация оценивается уже без малого в 2,4 млн руб. А это, к примеру, цена новенького кроссовера Belgee X50: от 2,48 млн руб.
- Мотор: 1,5 л (150 л.с.)
- Коробка передач: DCT-7
- Привод: передний
Hyundai Palisade