РБК АВТО
Ремонт автомобилей
Подписаться на Telegram-канал

Что такое датчик детонации, за что отвечает и как проверить неисправность

Все о датчике детонации: для чего, где стоит, как диагностировать, нужен ли
Датчик детонации — один из важнейших компонентов современного двигателя. Autonews.ru объясняет его назначение и способы диагностики
Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM
  1. Что такое датчик детонации
  2. Принцип работы
  3. Признаки неисправности
  4. Методы проверки
  5. Частые вопросы
  6. Главное

Что такое датчик детонации

Датчик детонации — это электронный компонент системы управления двигателем, который отслеживает появление детонации — одного из самых опасных явлений в ДВС.

Детонация — это процесс, при котором смесь воспламеняется не последовательно, от разряда свечи, а самопроизвольно и неравномерно (возможно одновременное появление нескольких очагов). В результате сверхзвуковая волна, отражаясь от стенок цилиндра, вызывает сильные вибрации и ударные нагрузки, разрушающие кривошипно-шатунный механизм, клапаны и даже саму головку блока. Подробнее об этом губительном процессе мы говорили в отдельной статье «Что такое детонация двигателя и как ее устранить».

Чтобы этого избежать, электронный блок управления двигателем (ЭБУ), получив сигнал от датчика детонации, корректирует угол зажигания, делая его позднее, — до тех пор, пока детонация не исчезнет. Заодно применяются и другие методы: увеличение подачи топлива и снижение давления наддува (если он есть).

За что отвечает датчик детонации

Датчик детонации играет одну из ключевых ролей в системе управления двигателем. Его задачи:

  • отслеживать вибрации определенной частоты в блоке цилиндров и выделять детонацию среди естественных колебаний;
  • передавать сигнал на ЭБУ, который выносит решение о принятии мер по купированию детонации.

Немаловажно, что обсуждаемый сенсор не только минимизирует последствия губительного явления, но и работает превентивно. На основе информации об уже возникшей детонации ЭБУ обучается и далее старается избегать условий, при которых она возникла. Такая работа на упреждение обеспечивает оптимальную мощность и экономичность, позволяя мотору работать на грани детонации, но без ее возникновения. Это особенно важно для современных турбированных двигателей с непосредственным впрыском, часто работающих на сверхбедных смесях (когда риск «детона» максимален).

Где находится датчик детонации

Расположение зависит от конструкции двигателя и количества цилиндров. Обычно он крепится непосредственно к блоку, чтобы располагаться максимально близко к источникам. Типичные места установки:

  • в верхней части блока цилиндров, между вторым и третьим цилиндрами (на четырехцилиндровых двигателях);
  • на V-образных моторах — по одному датчику на каждый ряд цилиндров, также примерно посередине блока;
  • иногда — под впускным коллектором.

Расположение датчика зависит от конструкции двигателя и количества цилиндров. Обычно он крепится непосредственно к блоку, чтобы располагаться максимально близко к источникам
Расположение датчика зависит от конструкции двигателя и количества цилиндров. Обычно он крепится непосредственно к блоку, чтобы располагаться максимально близко к источникам (Фото: JeepRenegadeForum)

На самом деле строгой закономерности нет. Для каждого типа двигателя конструкторы индивидуально просчитывают зону, в которой характерные вибрации будут прослеживаться наиболее явно. Так, датчик детонации, помимо классического расположения посередине блока, может быть смонтирован как у первого, так и у последнего цилиндра.

Как работает датчик детонации

Принцип работы основан на пьезоэлектрическом эффекте. Внутри корпуса находится пьезоэлемент, который при воздействии вибраций (ударов) определенной частоты вырабатывает небольшое электрическое напряжение. Когда в цилиндре возникает детонация, блок двигателя начинает сильно вибрировать на этой частоте — датчик это улавливает и отправляет сигнал в блок управления. Тот, получив импульс, анализирует текущие условия и откатывает угол зажигания (делает его более поздним), увеличивает подачу топлива и снижает давление турбонаддува при его наличии. Конструкция типичного датчика включает:

  • корпус с резьбой для крепления;
  • металлическую шайбу (более детально передающую вибрации);
  • внутренний пьезоэлемент, генерирующий электросигнал;
  • разъем для подключения к проводке.

Признаки неисправности датчика детонации

Несмотря на то что пьезодатчик — это аварийно-корректирующий элемент, есть нюансы, определяющие его необходимость даже в штатных условиях. Дело в том, что современные бензиновые двигатели с непосредственным впрыском и турбонаддувом настроены на максимально возможную экономичность и экологичность. На практике это означает, что, даже будучи полностью исправными и с «правильным» бензином, во многих режимах они работают на грани детонации. Вот именно эту грань и помогает определить пьезодатчик. Характерная частота вибраций, на которую он настроен, может сообщить о приближающемся моменте детонации, но еще до ее возникновения по факту. Именно в этот момент ЭБУ по сигналу от датчика успевает среагировать: откорректировать зажигание, смесь и наддув. Поэтому сегодня датчик детонации не просто сенсор, оповещающий уже по факту, а элемент, помогающий «мозгам» работать превентивно. Соответственно, если он выходит из строя, ЭБУ, дабы предотвратить детонацию (т.к. он ее теперь не «слышит»), переходит в аварийный режим. Отсюда возникает ряд проблем:

  • потеря мощности;
  • повышенный расход топлива;
  • характерный металлический звон при нагрузке (когда детонация все же проскакивает);
  • Check Engine с кодами ошибок P0325, P0326, P0327, P0328;
  • неустойчивая работа и провалы при нажатии на газ.

Check Engine с кодами ошибок P0325, P0326, P0327, P0328 — один из признаков выхода из строя датчика детонации
Check Engine с кодами ошибок P0325, P0326, P0327, P0328 — один из признаков выхода из строя датчика детонации (Фото: David.Aperture / Shutterstock / FOTODOM)

Как проверить датчик детонации

Полноценная проверка возможна только при помощи диагностического OBD-сканера (необязательно дилерского). Если сканера нет, можно провести первичную диагностику мультиметром. Примерный алгоритм будет следующим.

  1. Уточните номинальное сопротивление вашего датчика (обычно это 450–600 кОм, но все зависит от конкретной модели).
  2. Отсоедините разъем и измерьте мультиметром сопротивление на контактах датчика. Не должно быть обрыва или короткого замыкания.
  3. Слегка постучите по двигателю ключом — при этом на мультиметре должно кратковременно измениться напряжение. Здесь будет оптимален аналоговый (стрелочный) омметр — на цифровом кратковременных изменений можно не заметить.
  4. Если изменений при постукиваниях различной интенсивности и в разных местах блока нет, скорее всего, датчик неисправен.

Частые вопросы

Что будет, если отключить датчик детонации?

ЭБУ перейдет в аварийный режим — будет менее точно корректировать угол зажигания, смесь и наддув. Машина станет вялой, увеличится расход топлива и может появиться детонация при высокой нагрузке.

Можно ли ездить, если датчик детонации не работает?

Можно, но очень нежелательно. Постоянная детонация (а она может протекать незаметно для водителя) быстро разрушит поршни и клапаны. Кроме того, повышается общая нагрузка на двигатель и расход, а мощность падает.

Можно ли почистить датчик детонации?

В этом нет смысла. Он герметичный, и грязь на внешнем корпусе никак не влияет на работу пьезоэлемента. В качестве профилактической меры можно лишь раз в несколько лет проверять контакты, если двигатель часто моется или сильно загрязняется.

Можно ли установить неоригинальный датчик?

Да. Но важно, чтобы его сопротивление и разъем полностью совпадали с заводскими параметрами, иначе ЭБУ будет получать неверные сигналы и некорректно регулировать работу двигателя.

Главное о датчике детонации

  • Датчик детонации — это элемент, контролирующий возникновение детонации в цилиндрах.
  • Устанавливается на блоке цилиндров — чаще между вторым и третьим цилиндрами.
  • Работает на основе пьезоэффекта, передавая сигнал ЭБУ.
  • Неисправность проявляется потерей тяги, «чеком» и повышенным расходом.
  • Проверить можно мультиметром, но точнее — диагностикой с помощью сканера.
  • Ездить с неработающим датчиком нельзя: слишком высок риск повреждения мотора.
  • Замена датчика проста и недорога, но требует правильного подбора детали.
  • Чистка не поможет — при выходе из строя деталь подлежит замене.

Читайте также: