Одно дело слышать от представителей той или иной китайской марки об инновационных технологиях, высоком качестве и большом ресурсе их автомобилей. И совсем другое — увидеть процесс изготовления и проверки качества сборки машин собственными глазами.
За последние три-пять лет активной «оккупации» рынка китайскими автомобилями сформировалась определенная история их неисправностей. На китайские машины поступают жалобы на неряшливую сборку, слабое лакокрасочное покрытие, частые сбои электрики и прочие мелкие неполадки. Корреспонденты Autonews.ru выяснили, насколько подобные огрехи актуальны к моделям Haval.
Всего 2,5 часа и 220 км езды по платной трассе М-4 «Дон», и мы на заводе в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области. Главная цель нашего визита — проверка системы контроля качества и адаптации выпускаемых кроссоверов к российским условиям. Автомобили выпускаются тут по полному циклу — со сваркой, штамповкой и окраской кузовов.

Под брендом Haval китайская компания Great Wall Motor (GWM), специализирующаяся на производстве кроссоверов и внедорожников, с 2013 года производит автомобили для продажи на мировом рынке. Глобальная дилерская сеть компании охватывает более 170 стран. Причем в России, Австралии, ЮАР и Таиланде работают собственные дочерние компании Great Wall Motor для дистрибуции и обслуживания автомобилей GWM Haval. Сегодня на заводе в «Узловой» производят шесть кроссоверов марки: Jolion, Dargo, F7 и F7x, H3 и H7.
Искры летят
В штамповочном цехе под ногами отчетливо ощущаются глухие и раскатистые удары многотонных прессов. Линия состоит из четырех мощных и современных прессов, общая масса которых — более 1,7 тыс. т. Они штампуют крупные кузовные детали, такие как днище, крыша, боковины кузова и дверные панели из листовой стали, которая поступает из России и Китая.

Готовые детали затем переходят в сварочный цех, где всегда царит рабочая суета и оживление. Некоторые линии, такие как сварка пола, крыши и боковин, полностью автоматизированы. А мелкие операции делаются с участием рабочих, но тем не менее с высокой степенью автоматизации. Интересно наблюдать за любым процессом сварки, поскольку он часто сопровождается фейерверками из искр. Но увлекательнее всего это выглядит на больших роботизированных комплексах.
Поистине мистическим кажется процесс сварки крыши, когда длиннющая рука робота-манипулятора захватывает деталь со стапеля и, покрутив ее в воздухе, устанавливает в строго положенные посадочные места. Затем уже другой робот сначала прихватывает сопряженные детали сваркой и накладывает сварной шов.

Зрелище потрясающее, а на выходе получается каркас машины без навесных панелей. После этого контролеры отдела технического контроля проверяют кузов на качество точечной сварки и швов. Некоторые корпуса выборочно отвозят в отдельное помещение с постоянной температурой для проверки геометрии и основных размеров на специальном измерительном стенде. Если какие-то размеры вылезают из допусков, кузов бракуется. Вообще на заводе продукция проверяется на каждом этапе производства и охватывает все процессы — от входного контроля материалов и компонентов до финишной сборки.

Красят только роботы
Не меньшее впечатление произвел цех окраски и антикоррозийной обработки. Он полностью автоматизирован и оснащен самым передовым оборудованием из Китая, Кореи и Франции. Высокое качество окраски обеспечивают 26 автоматических роботов для нанесения покрытий методом распыления. К тому же здесь используются 11 манипуляторов открытия дверей и 14 автоматических роботов для нанесения герметика. Технологический процесс подразумевает сначала промывку и фосфатирование кузова.
Следующий этап, захватывающий и зрелищный, — нанесение катафорезного грунта. Представьте, когда медленно передвигающийся на подвесном конвейере кузов плавно заныривает в катафорезную ванну, постепенно и полностью скрываясь в ее содержимом. В этот момент происходит четкое осознание того, что от коррозии модели Haval защищены должным образом. Вот что значит — один раз увидеть.

При чем тут экология
Большое внимание уделяется экологии на производстве. Даже такие «вредные» процессы, как покраска, оптимизированы для снижения токсичности окружающей среды. Поскольку в производственном процессе используется экологическая краска на водной основе, после каждого слоя кузов должен сушиться в специальной печи.
Во время покраски и последующей сушки задействуется технология регенеративного термического окисления по сжиганию отработанных газов, что существенно снижает вредные выбросы в атмосферу. Плюс проверка качества окраски на каждом уровне процесса.

Свадьба на производстве
Когда кузов окрашен, он перемещается в сборочный цех, где происходит так называемая свадьба — установка двигателя на корпус и сборка шасси. Хотя процесс и здесь насколько возможно автоматизирован, обойтись без человеческих рук никак нельзя. Работников тут хватает, но все четко знают свое дело и не мешают друг другу.