Сокращение производств и персонала
Мастадонты западного автопрома переживают очередной кризис. Наиболее показательной стала ситуация в Германии. Пошлины, введенные американским президентом Дональдом Трампом, уже привели к потере 51,5 тыс. рабочих мест, а с учетом всего производственного цикла они больше примерно вдвое. По оценке Федерального статистического управления Германии (Destatis), суммарно с июня 2024 по июнь 2025 года в автопроме было утрачено до 7% от общего числа рабочих мест, а во всей производственной цепочке за отчетный период сокращено порядка 114 тыс. работников.
На немецкий автопром повлиял ряд факторов:
- отставание от Китая в сфере создания электромобилей (в том числе по скорости создания новых моделей);
- медленный переход на новые технологии и долгое обновление модельных линеек;
- пошлины, введенные Дональдом Трампом.
Ни одна другая сфера немецкой промышленности не пострадала так же, как автопром. По состоянию на 30 июня 2025 года число занятых в немецкой промышленности рабочих мест составило 5,42 млн человек — минус 2,1% к предыдущему году. По сравнению с доковидным 2019 годом утрачено порядка 245 000 рабочих мест (4,3%).
Ни выручки, ни экспорта
Негативный тренд в автопроме подстегивает падение выручки немецких автопроизводителей и ухудшение финансовых показателей. За II квартал выручка упала на 2,1%, до €533 млрд. I квартал 2025 года также показал отрицательную динамику.
Низкий спрос на европейскую продукцию за пределами Старого Света подчеркивает сильную зависимость немецкого автопрома от внешних рынков. Поставки машин в США упали на 10%, а в Китай — на 14%. Дальнейшее сокращение поставок машин за рубеж приведет к усилению дестабилизации рынка труда и к новому закрытию производств. Центральный банк ФРГ уже выразил обеспокоенность тем, что во II квартале 2025 года ВВП упал на 0,3% по сравнению с предыдущим периодом при прогнозе в 0,1%.

Пике европейского автопрома
Глава Европейской автомобильной ассоциации ACEA и немецкого автоконцерна Mercedes-Benz Ола Каллениус уже предупредил ЕС о грядущем крахе автопрома. По его прогнозам, автомобильной промышленности осталось буквально несколько лет.
«Нам нужно посмотреть правде в глаза. Иначе мы на полной скорости врежемся в стену», – предупредил Каллениус в интервью газете Handelsblatt, комментируя запрет на продажу машин с ДВС с 2035 года.
По мнению Каллениуса, переход на электрокары грозит полным крахом для таких грандов, как Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Opel, Peugeot Citroёn, Renault и других европейских марок.
Что с Mercedes-Benz
В интервью Bloomberg технический директор Mercedes-Benz Group AG Маркус Шефер фактически признал зависимость компании от Китая и призвал США и Европейский союз заключить торговое соглашение о снижении автомобильных пошлин. По словам Шефера, Mercedes пока удавалось избегать перебоев, связанных с ограничениями Пекина на экспорт редкоземельных металлов. Но этого удалось достичь лишь за счет альтернативных поставок и буферным запасам.
«Ситуация имеет серьезные последствия. Мы надеемся, что обе стороны найдут решение в ближайшие недели. Это крайне необходимо», — заявил Шефер.
Пока американские автомобильные пошлины в размере 27,5% остаются в силе, а западный автопром рассчитывает, что они упадут до 15% после того, как ЕС снизит пошлины на американские товары.

Цифры и факты:
- компания Mercedes-Benz уже готова закупать моторы у BMW для сокращения издержек;
- за первое полугодие 2025 года чистая прибыль бренда обрушилась на 56%, до €2,7 млрд, а падение выручки составило 9%;
- во II квартале 2025 года прибыль компании составила €957 млн, на 69% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го;
- за первое полугодие объем продаж не достиг 900 тыс. штук и сократился на 6%.
В связи с серьезнейшим кризисом в отрасли глава Mercedes уже призвал власти ЕС отказаться от введения планируемых ограничений на продажи машин с ДВС.
Что с BMW
Прибыль баварского концерна падает третий год подряд. Согласно финансовому отчету от 31 июля 2025 года, по сравнению с январем–июнем 2024-го прибыль сократилась сразу на 29%.
Цифры и факты:
- чистая прибыль компании составила €1,8 млрд и сократилась на треть;
- выручка марки упала на 8%;
- доля электрокаров в общем объеме продаж почти не изменилась: 17,9% против 17,4% годом ранее;
- продажи мотоциклов BMW снизились на 8%, до 61,3 тысячи единиц.
Ранее глава BMW Оливер Ципсе озвучил примерный масштаб потерь концерна от пошлин США: речь об €1 млрд в одном лишь 2025 году.