Autonews.ru решил выяснить, с чем связано резкое падение стоимости китайских машин на вторичном рынке. Цикл статей, посвященных проблеме, мы начинаем с продукции компании Chery — эта марка пришла в Россию раньше большинства других китайских брендов, а ее доля в общей структуре продаж по итогам 2024 года составила около 10%.
Что у Chery на первичке
В августе 2025 года, по подсчетам «Автостата», кроссовер Chery Tiggo 7L стал пятым по популярности среди всех моделей на первичке с показателем 3770 проданных единиц, а модель Chery Tiggo 4 — седьмой (3476). Суммарно в августе было продано 11 099 автомобилей Chery, что позволило бренду занять третью позицию после Lada и Haval.
За первые восемь месяцев 2025 года марка смогла продать в России 79 851 автомобиль. В августе на продукцию компании приходилось 9,08% первичного рынка, а по итогам первых восьми месяцев — 10,33%. Иными словами, каждый десятый новый автомобиль в России сейчас — это модель марки Chery. По итогам 2024 года продукция бренда стала третьей по популярности: в стране было реализовано 157 040 штук. А по итогам 2023 года автомобили Chery и вовсе оказались самыми популярными новыми иномарками в стране с показателем 118 950 единиц.
Что у Chery на вторичке
Несмотря на большую популярность новых Chery и большую модельную линейку, продать их на вторичном рынке сложно. Как, впрочем, и почти все другие китайские модели.
По подсчетам «Автору Оценка» (результаты исследования есть в распоряжении Autonews.ru), в августе 2025 года средняя цена подержанных автомобилей китайских марок опустилась до 2,1 млн руб. и стала ниже на 2% по отношению к июлю, а также сразу на 5% в годичном срезе. Для сравнения, европейские, японские, корейские марки за месяц подешевели лишь на 1%, до 2,3 млн руб., а средняя стоимость отечественных моделей на вторичном рынке и вовсе выросла на 1% по отношению к июлю (до 701 тыс. руб.).
К причинам падения стоимости китайских машин на вторичном рынке аналитики отнесли избыточное предложение и изменение структуры спроса. Особенно остро это заметно по «китайцам»: по отношению к прошлому году таких машин на вторичном рынке стало больше примерно вдвое.
Что касается моделей Chery, то на вторичном рынке их можно отнести к разряду не очень популярных. По подсчетам «Автостата», в июне 2025 года ни одна из моделей этой компании не смогла попасть в топ-10 среди подержанных, как, впрочем, не вошли туда и модели прочих китайских марок. Потребители по-прежнему отдают предпочтение продукции хорошо известных и проверенных Lada, Kia и Hyundai, Ford, Toyota, Chevrolet и Volkswagen, Honda и Renault.

Проблема ликвидности
По мнению директора по развитию партнерской сети «Китаяна» (компания занимается ремонтом, обслуживанием и участвует в перепродаже китайских машин) Артемия Тушкова, для современного покупателя вопрос ликвидности китайских автомобилей на вторичном рынке стал ключевым при расчете итоговой стоимости владения.
«Существует принципиальная разница в потребительском поведении на внутреннем рынке в Китае и в России. В Китае автомобили имеют значительно более низкую стоимость относительно доходов населения, что делает частую смену машины экономически оправданной. Местные производители сознательно стимулируют быстрый цикл обновления, рассматривая автомобиль как гаджет», — пояснил эксперт.
По словам Тушкова, стремительное обесценивание «китайцев» происходит по нескольким причинам. Главная из них — взрывной рост предложения на первичном рынке: «Китайские бренды агрессивно наращивают присутствие в России, предлагая современные модели по привлекательным ценам с длительной гарантией. Это делает покупку новой машины крайне заманчивой, переключая спрос с подержанных автомобилей на новые предложения». Сейчас эти же машины начинают массово выходить на вторичный рынок, создавая повышенное предложение и усиливая ценовое давление.
Еще одной причиной резкого обесценивания является наличие специальных программ от дилеров и импортеров на новые машины.
«Покупатель новой машины часто может рассчитывать на кредитные программы со ставками ниже рыночных и выгодные программы трейд-ина. Это серьезный аргумент в пользу нового автомобиля, который еще больше снижает привлекательность вторичного рынка», — уточнил Тушков.