РБК АВТО
Утилизационный сбор
Подписаться на Telegram-канал

Автомобильный союз назвал правительству аргумент для остановки утильсбора

Автомобильный союз предложил не менять утильсбор из-за падения доходов бюджета
В НАС посчитали, что из-за новой методики расчета утилизационного сбора россияне будут все чаще отказываться от ввоза автомобилей и в итоге федеральный бюджет недосчитается таможенных пошлин
Фото: Федеральная таможенная служба
Фото: Федеральная таможенная служба

Национальный автомобильный союз (НАС) предложил правительству отказаться от изменений в методике расчета утильсбора, сообщил Autonews.ru президент союза Антон Шапарин.

Соответствующее письмо НАС направил министру финансов Антону Силуанову.

В организации посчитали, что из-за новой методики расчета утилизационного сбора россияне будут все чаще отказываться от ввоза автомобилей мощностью свыше 160 л. с., что приведет к падению доходов федерального бюджета от таможенных пошлин.

«Люди, которые не смогут доплатить дополнительные миллионы утильсбора, откажутся от ввоза таких автомобилей в принципе. А это автоматически ударит по растаможке, что снизит доходы федерального бюджета», — пояснил Autonews.ru Шапарин.

В настоящее время при ввозе легковых транспортных средств физические лица платят за таможенное оформление 11 746 руб. плюс таможенные платежи по единой таможенной ставке. Данная ставка в отношении автомобилей, с выпуска которых прошло не более трех лет, составляет 48–54% от стоимости, но не менее €2,5–20 за 1 куб. см. рабочего объема двигателя.

Так, например, ставка для автомобиля Toyota Camry в возрасте менее трех лет с двигателем объемом 1986 куб. см и стоимостью €26 тыс. составит около 1,2 млн руб., рассчитали в НАС.

Для автомобилей, с момента выпуска которых прошло более трех, но менее пяти лет, ставка составляет €1,5–3,6 за куб. см рабочего объема двигателя. В результате для аналогичной Toyota Camry, но в возрасте от трех до пяти лет физическому лицу нужно будет заплатить чуть более 500 тыс. руб.

Toyota Camry
Toyota Camry (Фото: Андрей Любимов / РБК)

В организации посчитали, что, когда начнет работать новая методика утильсбора, в Россию не ввезут около 250 тыс. автомобилей. НАС прогнозирует, что бюджет при этом потеряет порядка 200 млрд руб.

«Максимальная сумма здесь неизвестна, но если 250 тыс. машин не приедут в Россию, то мы прогнозируем, что 200 млрд руб. не дойдут до федерального бюджета, которые запланированы и ФТС, и заложены Минфином», — добавил Шапарин.

Минпромторг подтвердил введение новой методики расчета утилизационного сбора на ввозимые автомобили. Она заработает с 1 декабря 2025 года.

Суть изменений заключается в том, что льготный утилизационный сбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, будет распространяться только на машины мощностью до 160 л. с. Если производительность силовой установки больше, то будет взиматься коммерческий сбор, который в разы выше.

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации.

Первый аналог утильсбора появился в России в 2009 году. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор 3 тыс. руб. После этого владелец получал сертификат на скидку 50 тыс. руб. при покупке новой машины, собранной в России. Полноценно утилизационный сбор ввели в 2012 году при вступлении в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года он распространился и на отечественных автопроизводителей. Утильсбор индексируется ежегодно.