Еврокомиссия смягчила подход к реформе автомобильной отрасли и отказалась от идеи полного запрета новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035 года. Вместо этого она вводит обновленные требования по выбросам, которые оставляют на рынке гибриды и модели с ДВС.
С 2035 года автопроизводители должны будут сократить выбросы выхлопных газов на 90%. Оставшиеся 10% допускается компенсировать за счет использования низкоуглеродистой стали, произведенной в ЕС, а также электронного и биотоплива. Это означает, что подключаемые гибриды, мягкие гибриды, автомобили с удлинителем запаса хода и классические модели с ДВС смогут продолжить присутствие на рынке наряду с электромобилями и водородными машинами.
Новый пакет мер направлен на поддержку отрасли в условиях трансформации и усиления конкуренции. Он сохраняет стратегическую цель климатической нейтральности к 2050 году, но при этом предоставляет производителям больше гибкости и технологической нейтральности. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, решения стали результатом диалога с индустрией и призваны сохранить конкурентоспособность европейского автопрома.
Речь идет о корректировке закона, который обязывает с 2035 года продавать в 27 странах Евросоюза только новые автомобили и фургоны с нулевыми выбросами CO₂.
«Таким образом, мы выполняем два наших важнейших обещания: мы по-прежнему привержены климатической нейтральности, но также обеспечиваем технологическую нейтральность. Это посылает важный сигнал всей автомобильной промышленности и сохраняет десятки тысяч рабочих мест в отрасли», — заявил Bild глава Европейской народной партии в Европарламенте Манфред Вебер.
Как отреагировали компании
В Volkswagen дали понять, что отказ от жесткого запрета ДВС позволяет учитывать реальные рыночные условия и не ломать переходный период для автопроизводителей.
«Открытие рынка для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания при одновременной компенсации выбросов является прагматичным решением и соответствует рыночным условиям», — отметили представители компании.
В некоммерческой организации Climate Group, напротив, считают, что смягчение курса ослабляет позиции электромобилей и играет на руку традиционному автопрому. Руководитель транспортного направления организации Доминик Финн назвал происходящее «трагической победой» традиционной автомобильной промышленности над электромобилями.
Он также подчеркнул, что «смягчение мер по поэтапному выводу из эксплуатации автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями противоречит интересам ведущих компаний по всей Европе», уже инвестировавших миллиарды евро в развитие электромобилей.
В Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA) заявили, что принятые меры не дают отрасли ожидаемой гибкости и одновременно усиливают требования к автопроизводителям. Президент VDA Хильдегард Мюллер напомнила, что ЕС обещал «изучить ситуацию, проанализировать ее и на этой основе внести гибкость и корректировки», однако этого, по ее словам, так и не произошло.
Генеральный директор шведского производителя электромобилей Polestar Михаэль Лошеллер отметил, что переход от цели в 100% нулевых выбросов к 90% выглядит незначительным лишь на первый взгляд.
«Если мы сейчас отступим, мы навредим не только климату. Мы навредим конкурентоспособности Европы», — считает он.
В европейском объединении неправительственных организаций Transport & Environment, работающих в области транспорта и окружающей среды, заявили, что Евросоюз фактически теряет время на фоне ускоряющегося Китая. Исполнительный директор T&E Уильям Тодтс подчеркнул, что «приверженность двигателям внутреннего сгорания не сделает европейских автопроизводителей снова великими».
В Великобритании не согласны с политикой ЕС
Британское правительство считает иначе. Страна запретит продажу новых автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями с 2030 года, хотя небольшое и постепенно сокращающееся количество гибридных автомобилей будет разрешено до 2035 года.