С 1 ноября 2025 года в России могут вступить в силу изменения порядка расчета утилизационного сбора. Согласно новому проекту постановления, разработанному Минпромторгом, база для начисления сбора расширена: к существующему критерию объема двигателя предложили добавить новый — мощность транспортного средства.
Autonews.ru побеседовал с Дмитрием Кимом, генеральным директором компании VSETUT Drive, специализирующейся на покупке и доставке иномарок из Республики Корея, и выяснил, как новые правила начисления утильсбора скажутся на росте цен и трансформации авторынка.
Рост цен
Ким отметил, что однозначно предсказать рост цен сейчас невозможно. По его словам, многие компании используют новость о возможном повышении утильсбора как инструмент для стимулирования продаж, нагнетая обстановку и пугая потребителей. В публичном поле звучат прогнозы о росте цен на 30, 50, 100 и даже 200%, однако доверять таким заявлениям он не советует.
Эксперт напомнил, что подобная ситуация уже возникала весной и летом, когда активно обсуждалась индексация утильсбора для физических лиц с 1 августа, но в итоге мера так и не вступила в силу.
«Тогда, если вы следили за параллельным импортом, абсолютно все компании действовали по одной схеме: нагнетали обстановку и под этим предлогом стимулировали продажи. Сегодня мы видим ту же картину», — отметил Ким.
Эксперт подчеркнул, что их компания внимательно отслеживает ситуацию силами юридического отдела, консультирует клиентов и старается не допускать паники.
«Верить на слово блогерам, пересказывающим друг друга и выхватывающим обрывки информации, мы бы не советовали», — подчеркнул специалист.

Рост заказов
По словам Кима, уже в начале прошлой неделе количество обращений увеличилось примерно на 10%, а к концу — почти на 50%. В первый рабочий день после выхода новости компания получила больше заявок, чем обычно за целую неделю.
Рост числа заказов подтвердили и партнеры из числа крупных импортеров. Причем речь идет не просто об интересе, а о готовности клиентов покупать автомобили немедленно.
«Речь идет не просто об интересе, а о заявках формата «готовы купить здесь и сейчас». «Холодные» клиенты превращаются в «горячих», потому что люди понимают: времени на долгие раздумья больше нет», — отметил специалист.
Линейка моделей мощностью менее 160 л.с.
Ким подчеркнул, что выбор в этом сегменте становится все меньше, но он по-прежнему достаточно широк, особенно на корейском рынке. Здесь доступны многочисленные японские и корейские малолитражные модели, а также отдельные американские и европейские автомобили.
«Говоря о машинах мощностью до 160 л.с., мы в первую очередь имеем в виду автомобили среднего и эконом-сегментов. И таких моделей в Корее достаточно», — добавил он.

При этом ключевым вопросом становится не наличие машин, а их цена. В случае введения высоких ставок утильсбора именно маломощные модели могут подорожать первыми, так как спрос на них резко возрастет, а дилеры быстро подстраиваются под рынок.
Спрос на маломощные автомобили
По словам эксперта, в этом вопросе все зависит от конкретного рынка. В России основным спросом пользуются премиальные автомобили — преимущественно немецкие, а также английские и корейские. В Казахстане доля бюджетных моделей выше, а в странах Африки и Азии основным направлением экспорта как раз остаются малолитражные машины. В целом, отметил Ким, спрос на автомобили с корейского вторичного рынка всегда стабилен — и на премиум, и на «бюджетку».
Импорт автомобилей мощностью до 160 л.с.
По словам Кима, эта деятельность скорее позволяет удерживать рентабельность, чем получать прибыль. Он подчеркнул, что в случае принятия нового закона сильнее всего пострадает именно средний сегмент рынка.
При этом останутся две устойчивые аудитории: покупатели бюджетных автомобилей до 160 л.с., спрос на которые сохранится даже при росте цен, и клиенты ультрапремиального сегмента, для которых цена не является определяющим фактором.
«Мы ожидаем, что новый закон сократит именно средний и частично премиальный сегмент, но при этом ультрапремиальный останется стабильным», — уверен Ким.
Возможные уходы с российского рынка
Ким подчеркнул, что однозначных прогнозов делать не стоит, ведь речь пока идет лишь о законопроекте. Даже в случае самых жестких сценариев автомобили не исчезнут полностью: если у потребителя есть деньги и желание купить конкретный Mercedes или любую другую модель, он это сделает — вопрос будет только в цене.