В 2025 году доля автосервисов, которые сталкивались с поддельными запчастями, составила 32%, следует из совместного исследования Gruzdev Analyze и сети автосервисов Fit Service.
Согласно данным, максимальное значение этого показателя было в 2024 году — тогда доля сервисов, столкнувшихся с подделками, достигала 37%. Однако эксперты подчеркивают, что данный показатель остается критически высоким и свидетельствует о масштабной проблеме на рынке.
«Снижение с 37 до 32% можно рассматривать как позитивный сигнал, однако это не означает, что проблема подделок исчезла. Около трети всех автосервисов России по-прежнему сталкиваются с низкосортом, что говорит об огромной латентной доле подделок среди запчастей, покупаемых потребителями самостоятельно», — пояснил генеральный директор аналитического агентства Gruzdev Analyze Александр Груздев.
Однако член правления Союза автосервисов России Илья Плисов в комментарии Autonews.ru отметил, что надо быть предельно аккуратными с формулировками.
«Потому что 32% запчастей — поддельные и 32% механиков сталкивались с подделками совсем не одно и то же. Вот есть у нас 100 механиков, из которых 32 держали в руках подделку хотя бы один раз за год. И это реалистично. Вот только эти сто механиков в день обслуживают в среднем 3 автомобиля, на которые устанавливают в среднем 5 запчастей. Получается, через них прошло около 300 тыс. запчастей, а это 0,006%», — пояснил Плисов.
Какие запчасти чаще всего подделывают
По данным исследования, масла и топливо продолжают оставаться безусловным лидером по количеству подделок. В 2025 году эту проблему отметили 48% опрошенных специалистов, что немного ниже рекордных 54% 2024 года, но значительно выше показателя 2023 года (31%).
Фильтры занимают второе место с показателем 32%. После взрывного роста с 15% в 2023 году до 35% в 2024 году наблюдается небольшое снижение.
Детали подвески и рулевого управления демонстрируют аналогичную тенденцию: 17% в 2025 году против 19% в 2024 году. Однако по сравнению с 2023 годом (14%) проблема осталась более выраженной.
Плисов добавил, что среди обычных запчастей, возможно, самыми подделываемыми являются фильтры и свечи, также, по его словам, есть распределение по брендам.
«Подделывают только популярные бренды», — добавил член правления Союза автосервисов.
Эксперты при этом отмечают, что причины сохранения проблемы кроются в нескольких ключевых факторах.
- Во-первых, сохраняется высокая технологическая доступность подделок: масла, антифризы и фильтры относительно легко воспроизвести кустарным способом с использованием простых и недорогих технологий.
- Во-вторых, «поддельщиков» привлекает масштабный спрос.
«В стране эксплуатируются более 34,9 млн легковых авто, требующих регулярного обслуживания, что формирует устойчивый рынок сбыта», — говорится в исследовании.
Специалисты Fit Service при этом добавляют, что использование поддельных технических жидкостей и компонентов ускоряет износ и приводит к выходу из строя ключевых узлов автомобиля.
«Качественные технические жидкости крайне важны для основных агрегатов автомобиля. Последствия от использования поддельного масла или антифриза неизбежно приводят к дорогостоящему ремонту двигателя, коробки передач или системы охлаждения», — отметил технический директор Fit Service Никита Родионов.
Ранее эксперты в разговоре с Autonews.ru дали прогнозы по стоимости запчастей в 2026 году.